Люди Иск. Как президенты, министры, депутаты, прокуроры и бизнесмены судятся с журналистами в Кыргызстане
Айдай Эркебаева
Люди Иск. Как президенты, министры, депутаты, прокуроры и бизнесмены судятся с журналистами в Кыргызстане
23 января 2020, 11:00
675

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

Крыса с головой министра внутренних дел и другие, более серьезные, поводы для исков о защите чести и достоинства, которые высокопоставленные чиновники Кыргызстана то и дело подают к журналистам.

​Журналисты «Клоопа», радио «Азаттык» и 24.kg судятся с героями опубликованного этими изданиями расследования о коррупции и контрабанде на таможне Кыргызстана. Истцы — родственники бывшего замглавы ведомства Райымбека Матраимова — требуют в общей сложности 60 млн сомов (860 тысяч долларов США) компенсации в рамках иска о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 18 Гражданского кодекса КР). Их адвокаты настаивают на опровержении, «Клооп» и радио «Азаттык» отказались выполнять это требование. Это не первый случай, когда чиновники и политики Кыргызстана подают многомиллионные иски к медиа — «Медиазона» напоминает о самых громких судебных разбирательствах последних лет.

Генпрокуратура против «Занозы»

В течение 2017 года Генпрокуратура Кыргызстана подала пять исков к изданию «Заноза» и его соучредителям Нарыну Айыпу и Дине Масловой. По мнению ведомства, журналисты задели честь, достоинство и деловую репутацию (статья 18 Гражданского кодекса КР) президента Алмазбека Атамбаева, который теперь содержится в СИЗО по обвинению в коррупции.

В частности, претензии Генпрокуратуры вызвала статья о том, что в рухнувшем неподалеку от Бишкека самолете, по сведениям юристов оппозиционной партии «Ата Мекен», находилась контрабанда, принадлежавшая Атамбаеву. За это «Заноза» должна была заплатить компенсацию 3 млн сомов (43 тысячи долларов), а два юриста «Ата Мекена» — по 5 млн каждый (71 тысяча долларов).

Оскорбительной для президента в Генпрокуратуре сочли и публикацию, в которой правозащитница Чолпон Джакупова критиковала Атамбаева, в частности — за судебные тяжбы с журналистами. Компенсация, которую должны были выплатить «Заноза» и ее соучредители, составила 9 млн сомов (129 тысяч долларов), а сама Джакупова — 3 млн (43 тысячи долларов).

Посягательство на честь президента прокуратура усмотрела также в двух статьях самого Нарына Айыпа: одна была посвященна аресту оппозиционера Омурбека Текебаева, вторая представляла собой подборку фактов о лидерах авторитарных стран, причем имя Атамбаева в ней даже не упоминалось. В результате Айып и «Заноза» оказались должны еще 6 млн сомов (86 тысячи долларов).

Еще одна статья Айыпа о предполагаемых богатствах Атамбаева стоила ему 3 млн сомов (43 тысячи долларов) и те же 3 млн — «Занозе».

Айып по требованию суда опубликовал опровержения всех трех своих статей.

Поводом для другого иска стала публикация «Занозы», в которой со ссылкой на Текебаева говорилось о возможном бизнесе Атамбаева на Кипре. На этот раз редакция проиграла 3 млн сомов (43 тысячи долларов), а Айып по решению суда снова был вынужден выступить с опровержением.

Общая сумма компенсаций, которые издание и его соучредители должны были выплатить Атамбаеву, составила 27 млн сомов (387 тысяч долларов). Независимый профсоюз журналистов Кыргызстана объявил кампанию по сбору средств для «Занозы», к которой присоединились 17 изданий. Все решения по искам Генпрокураты устояли в апелляции; оригиналы признанных порочащими честь бывшего президента материалов заблокированы.

По некоторым из исков соответчиком «Занозы» выступало радио «Азаттык», которое также писало о контрабанде на рухнувшем самолете и кипрском бизнесе, предположительно связанном с бывшим президентом. Однако после встречи с главой медиакорпорации «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» Томасом Кентом Атамбаев посоветовал Генпрокуратуре отозвать иск к «Азаттыку».

При этом иски против «Занозы», ее соучредителей и правозащитницы Джакуповой бывший президент публично называл «уроком» для «клеветников» и говорил, что не отзовет их.

Спустя год, в мае 2018 года, Атамбаев на фоне конфликта с новым президентом Сооронбаем Жээнбековым все же отказался от материальных претензий к журналистам.

Трое против Атамбаева и «Апреля»

В 2019 уже бывший президент Атамбаев и принадлежащий ему телеканал «Апрель» проиграли в суде иск о защите чести и достоинства. Экс-спикер парламента Ахматбек Келдибеков, экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров и экс-глава ГКНБ Кенешбек Дуйшебаев в совокупности требовали от ответчиков 18 млн сомов (258 тысяч долларов).   

Причиной иска послужило интервью Атамбаеву «Апрелю», в котором он говорил, что «Келдибековы стали мультимиллионерами, работая на госдолжностях», а «Азимбеки [Бекназаровы] и Дуйшебаевы» окажутся в выигрыше, если в Кыргызстане «случится что-то непоправимое и прольется кровь».   

Суд удовлетворил иск политиков и обязал Атамбаева и телеканал выплатить 600 тысяч сомов (8,6 тысяч долларов) — по 100 тысяч (1,4 тысячи долларов) Келдибекову, Бекназарову и Дуйшебаеву. 

Экс-милиционер против «Азаттыка»

В 2019 году ошский предприниматель и однофамилец бывшего президента Жалил Атамбаев подал иск на сумму 50 млн сомов (717 тысяч долларов) к журналисту «Азаттыка» Ыдырысу Исакову из-за его расследования о теневом бизнесе в Оше. В расследование утверждалось, что Атамбаев, полковник милиции в отставке, скрывает доходы от налоговиков. 

Но спустя месяц Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями возбудила по фактам, изложенным в расследовании, уголовное дело по статье 232 УК КР (уклонение от уплаты налогов). После этого Атамбаев отозвал свой иск.

Жээнбеков против 24.kg

В 2017 году во время предвыборной кампании будущий президент Сооронбай Жээнбеков подал иск против информагентства 24.kg и экс-депутата, журналиста Кабая Карабекова. В своей статье, опубликованной изданием, Карабеков писал о «связях братьев Жээнбековых с радикальными арабскими организациями». 

Кандадат потребовал признать слова о его братьях не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию. Суд посчитал, что издание и автор материала должны выплатить Жээнбекову по 5 млн сомов (71 тысяча долларов) в качестве компенсации морального вреда. Карабеков принес извинения Жээнбекову, редакция опубликовала опровержение. Уже после инаугурации президент отказался от денежной компенсации, а с журналиста сняли ограничение на выезд за рубеж. 

Социал-демократы против 24.kg 

В марте 2017 года Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) подала к 24.kg и правозащитнице Риты Карасартовой иск о защите деловой репутации. Карасартова в интервью журналистам сказала, что СДПК теряет позиции на выборах в местных кенешах. 

«Они заигрались в политику, продают должности направо и налево. А местное население знает, что это за кандидаты», — говорила Карасартова о социал-демократах. 

Партия требовала от издания и правозащитницы по 1 млн сомов (14 тысяч долларов), но позже СДПК отозвала свой иск. 

Чиновники против «Азия Ньюс»

За последние два года сразу четыре высокопоставленных чиновника потребовали от газеты «Азия Ньюс» многомилионных компенсаций. В августе 2019 года вице-премьер Жениш Разаков подал к редакции таблоида иск о защите чести и достоинства из-за материала о его предполагаемой связи с разведкой Таджикистана. Чиновник настаивал на компенсации в размере 10 млн сомов (143 тысячи долларов), но суд решил, что издание выплатит ему всего 1 млн сомов (14 тысяч долларов). 

Другой иск против «Азия Ньюс» и ее главного редактора Асланбека Сартбаева подал экс-спикер парламента Ахматбек Келдибеков. Он требовал 2 млн сомов (28 тысяч долларов). Суд полностью удовлетворил иск Келдибекова, который позже сам отказался от материальных претензий к газете, удовлетворившись опровержением.   

Бывший замминистра внутренних дел Данияр Абдыкаров также подавал в суд на газету; свои претензии он оценивал в 10 млн сомов (143 тысячи долларов). Позже Абдыкаров отозвал иск. 

Кроме него с «Азия Ньюс» и ее главным редактором судились министр внутренних дел Кашкар Джунушалиев и начальник 7-го управления МВД Бакыт Матмусаев. Причиной иска на сумму 10 млн сомов (143 тысячи долларов) стал коллаж, на котором голова министра была приклеена к телу крысы, а заголовок гласил: «Кашкар крыса?». Глава МВД выиграл и отсудил у газеты 1 млн сомов (14 тысяч долларов). 

Депутат против «Ачык Саясат»

В декабре 2019 года суд обязал газету «Ачык Саясат» выплатить депутату парламента Кожобеку Рыспаеву 300 тысяч сомов (4,3 тысяч долларов) — в материале газеты Рыспаева сравнивали с «хамелеоном, переходящим из одной партии в другую».

— В этой статье они назвали меня проституткой, хамелеоном и даже сравнили с собакой. Разве это свобода слова? Это обычные оскорбления, которые нормальный человек не потерпит, — возмущался депутат. 

Главный редактор Назгуль Мамытова сказала тогда Kaktus.Media, что издание может закрыться. Чтобы собрать деньги на выплату компенсации, редакция объявила акцию «1 сом Кожобеку Рыспаеву».

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Ещё 25 статей